Florence & Giles by John Harding —
«Тринадцатая сказка», «Дракула», «Флоренс и Джайлс». Объединяет их жанр — готический роман. Жанр этот — совершенно не мое. Стоит принять это как данность, смириться, никогда больше не брать в руки готические романы и продолжить писать рецензию.
Читала по наставлению репетитора по английскому — а читала я в оригинале — потому что текст изобиловал новыми словечками, и — оужас — глаголами образованными от существительных. Вот как на русский перевести «shelved»? Путем нехитрых изысканий можно понять, что это главная героиня искала книги на полках. Но на русский это как перевели? «Полочила»? Колорит книги сохранять-то как-то надо…
Впрочем, обилие новых словечек вполне обосновано. У Флоренс, что живет в удаленном от цивилизации поместье (как я поняла, удаленные от цивилизации места — это вообще фишка всех готических романов) вместе со своим братом Джайлсом, только одна отрада — книги. Их она читает тайком от всех, потому что её дядюшка, который не появляется ни разу за книгу, противник женского образования. И училась читать Флоренс сама, «взламывая код» букву за буквой. Она ознакомилась с Шекспиром, Диккенсом, Вальтером Скоттом с младых ногтей и для своего возраста является на удивление эрудированной, и это при отсутствии хотя бы начального образования. Чтение дало свои плоды — не только развитую эрудицию, но и неумную фантазию.
Единственный родной человек для Флоренс — младший братец Джайлс, которого она старается защитить любой ценой. Джайлс не может не вызывать робкую улыбку у каждого, кто прочтет о нем. Но если бы кто-то встретил такого мальчика в реальности, то был бы поставлен в тупик его приветственными вопросами. Флоренс старается защитить Джайлса любой ценой — даже если это цена чьей-то жизни, чьей-то изломанной судьбы. Защищает Флоренс его в основном от гувернантки — мисс Тейлор, она уже вторая по счету в ряду гувернанток, которая прибыла в дом после скоропостижно скончавшейся мисс Уитакер. Флоренс более чем уверена, что новая гувернантка — злая ведьма, мечтающая выкрасть маленького Джайлса. Флоренс мерещится, что мисс Тейлор следит за ней из-за зеркал. И еще много чего. Ну, мерещится. И все это постепенно скатывается в такую психоделику, что распутать все ниточки сюжета ну просто невозможно.
Есть в этой книге что-то светлое: Тео ван Хузер, например. Астматик, нескладный парнишка, который пишет Флоренс глупые стихи, который ввязывается в её аферы и который отчаянно в неё влюблен. Но Тео, как и все хорошее в этой книге в конце концов погибает. О, Тео, милый Тео, тебя мне было жальче больше всего! Ты единственное хорошее, что было в этой книге.
В общем и целом, поклонникам жанра понравится. Но я-то к оным не отношусь. Слишком уж много «ружей, что не выстрелили», а автор в самом начале книги вывесил их предостаточно. А я, судя по всему, оказалась недостаточно прозорливым читателем.